В 2024 году – в контексте быстро меняющейся бизнес-среды и социально-общественных потрясений – для предпринимателей и управленцев будут как никогда важны нестандартные компетенции. Сегодня управленец не может быть эффективным только за счёт сильных профессиональных навыков, ему нужны не менее развитые soft skills. О том, какие пять важных качеств руководителя выйдут на первый план в 2024 году, порталу Biz360.ru рассказала бизнес-психолог Анастасия Решетникова.
Анастасия Решетникова – бизнес-психолог, основатель проекта «Школа игропрактики». Автор игровых тренингов для многих известных компаний («Лукойл», «Л`Этуаль», «Сбер», х5 Retail Group и других).
В 2024 году продолжится тренд на удалённые форматы работы. И особенно будут востребованы руководители, способные эффективно переключаться между различными стилями управления, приспосабливаться к гибридным формам работы (когда часть коллектива работает удалённо, а часть – в офисе) и эффективно управлять распределёнными командами.
Большинство индустрий и рынков в настоящее время переживают не самый простой период. Мало кто знает и понимает, какие изменения среды или законодательства могут появиться уже завтра. Поэтому важный тренд в бизнес-среде – коллаборации и партнёрства.
Несмотря на то, что компании конкурируют между собой и стараются персонализировать свой продукт для клиента и повысить уникальность услуги, объединения сегодня важны как никогда. Речь идёт о сотрудничество как внутри одной сферы бизнеса (для её развития в целом), так и между разными представителями рынка (для обмена аудиторией и получения нового опыта).
Поэтому эффективный руководитель должен стремиться к налаживанию деловых связей, причём как личных, так и корпоративных. Создавать экосистемы партнёров, приглашать коллег делать креативные коллаборации и придумывать то, что продвинет компанию на два шага вперёд.
Руководители, обладающие глубоким пониманием психологии сотрудников и эмпатией, смогут создать более поддерживающую и вдохновляющую атмосферу в коллективе. В условиях нестабильной внешней среды эмоциональный интеллект управленца важен для укрепления команды и повышения её производительности.
Именно поэтому во всём мире наблюдается тренд на Servant Leadership, то есть принцип, когда лидер может встать на один уровень с линейным сотрудником, чтобы ощутить все его проблемы. Управленцы во всём мире понимают, что лидерство на основе возвышения себя над командой в конечном счёте менее результативно, чем скромная, но качественная работа.
К тому же сотрудники уже давно не работают только ради денег и руководитель должен применять знание психологии, чтобы предложить подчинённым тот бонус, который обеспечит их полную лояльность работодателю. Подтверждение этому тренду – большой спрос ведущих компаний России (МТС, «Еврохим», Х5 и многих других) на ассесмент-центр (комплексную оценку персонала) в формате психологических игр.
Руководители, способные эффективно действовать и принимать решения в условиях неопределённости и быстро меняющейся среды, будут ещё более востребованы. Способность мыслить нестандартно и находить инновационные решения для проблем – обязательное условие стабильного роста команды, а значит и бизнеса.
Лидер должен быть готов к смене локации, формата работы, целевой аудитории и даже к полному отсутствию спроса на продукт. Чтобы эффективно реагировать на перемены и «переобуваться в полёте», хороший управленец заранее продумывает все возможные сценарии, а также занимается саморазвитием.
Гибкость мышления приходит к руководителю, когда он работает над собой: развивает целеполагание, избавляется от негативных убеждений, повышает самооценку, критическое мышление. Для каждого найдётся комфортный формат приобретения новых навыков – развивающий бизнес-клуб, деловые игры, коучинг, тренинги.
И ещё одно ключевое качество руководителя в 2024 году – уметь рассматривать сразу несколько перспектив. То есть не только думать о том, каких результатов хотелось бы достигнуть к концу 2024 года, но и строить планы на ближайшие 5, 10, и даже 20-30 лет.
Кажется, что в условиях неопределённости невозможно предвидеть то, что будет через два или три десятка лет. Однако когда знаешь, к какой конечной точке нужно прийти и какие этапы тебя ожидают на пути развития компании, каждый год становится маленькой ступенькой в большой лестнице.
Поэтому умение посмотреть на текущую ситуацию под разными фокусами и увидеть все перспективы сделает из управленца успешного лидера, за которым пойдёт вся команда.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».