Любовь Михалёва - дизайнер из небольшого уральского города - создаёт настолько удивительные наряды и украшения, что в очередь за ними встают дамы со всего мира. При этом дизайну и рукоделию она нигде не училась, свою технику создавала путём проб и ошибок. В итоге у неё получились не только оригинальные изделия, но и коммерчески успешный проект. О том, почему кокошник - лучшее украшение любой женщины, и как заработать на любви дам к сказочным нарядам, порталу Biz360.ru рассказала Любовь Михалева.
Любовь Михалёва, 32 года, дизайнер-предприниматель из Первоуральска, основатель арт-студии
«Диковина». Окончила колледж культуры и искусств в Екатеринбурге, Академию культуры и искусств в Челябинске. После вуза работала хореографом в первоуральской студии танца «Импульс». В 2015 году основала в Первоуральске арт-студию «Диковина». Замужем, в семье трое детей.
Дизайнер Любовь Михалёва создаёт украшения и наряды, которые позволяют их обладательницам почувствовать себя героинями волшебной сказки. Любовь говорит, что никогда ни у кого не училась рукоделию и дизайну – всё освоила на практике методом проб и ошибок. Но с культурой и искусством дизайнер была связана с детства. И высшее образование получила по специальности «Культурология».
«В детстве я мечтала рисовать, но до 12 раз в неделю у меня были танцевальные занятия, поэтому времени на прикладное творчество и рисование не было», – говорит она.
Только после того, как окончила вуз, Любовь смогла исполнить детскую мечту – освоить живопись. Она работала хореографом, руководила большим творческим коллективом, а в свободное время рисовала. Постепенно перешла к вышивке и, когда попробовала вышивать бисером, не смогла остановиться, рассказывает она.
«Я начала делать для себя какие-то не совсем обычные украшения – расшитые бисером браслеты, пояса, ожерелья. Мне нравилось представлять себя сказочным персонажем, и всё сделанное своими руками я очень часто носила. Мне нравилось сочетать фольклорные мотивы и современные тенденции так, чтобы изделия выглядели стильно. В городе до сих пор говорят, что девушка я не совсем обычная», – с улыбкой говорит Любовь.
Со временем она так увлеклась рукоделием, что постепенно оно вытеснило танцы. Последние четыре года Любовь занимается только развитием своей арт-студии. А началась история студии «Диковина» со свадебного платья, которое мастерица сшила для себя, когда выходила замуж.
«Мне очень понравился, как процесс, так и результат, поэтому я начала декорировать одежду, создавать самые разные украшения. У меня почти сразу стали заказывать эти вещи, в том числе - модные московские стилисты. Для них иметь какой-нибудь мой браслет очень быстро стало мастхэвом», – рассказывает Любовь Михалёва.
В Москве о дизайнере из маленького уральского города узнали благодаря интернету: «Когда был популярен «Живой журнал», я активно вела там свой блог. Одна из моих читательниц – профессор искусствоведения Любовь Михайловна Попова. У неё есть прекрасные курсы для стилистов. На одной из лекций для стилистов высокого класса она затронула мои посты в ЖЖ. Тем самым неожиданно дала мне очень хорошую рекламу. Так у меня сложились хорошие отношения с очень благостной для меня средой. Это было безумно приятно и дало мне вдохновение и силы для того, чтобы двигаться дальше».
Костюмы и украшения уральского дизайнера были настолько необычными, что их фотографии быстро разошлись по всем популярным ресурсам в интернете. Благодаря этому о ней узнали не только в России, но и за рубежом.
«Я всегда говорю, что у меня не исконно русские народные костюмы, они не имеют никакой традиционной подоплёки. Это авторские изделия в русском стиле. Есть, конечно, какие-то цитаты: кокошник, верхнее нарядное платье, душегрея. Но эти элементы в моём исполнении не являются аутентичными, это, скорее, вариация на тему», – объясняет Любовь.
Один из её любимых элементов костюма – кокошник: «Головной убор всегда завершает образ и очень украшает любую девушку. Когда она надевает эту корону, сразу получается другой образ – спина прямая, длинная шея, властный, снисходительный взгляд. Для меня создание этого предмета костюма – это раздолье. Мне нравится придумывать что-то новое, создавать формы, узоры, цвета».
Отличительная особенность украшений Любови Михалевой – смешение стилей. В них прослеживаются и русские, и восточные, и цыганские мотивы, символика Урала. В некоторых нарядах присутствует хвойно-брусничная гамма, используются природные цвета, змеиные мотивы – в них угадывается Хозяйка медной горы.
Всё, что производится в студии «Диковина» – на работа лично Любови. Вышивку и создание декоративных элементов она не доверяет никому. Среди помощниц только швеи, которые делают одежду по эскизам дизайнера. «Чтобы завести помощника, нужно его научить тому, что я умею, на это нужно время и силы. Если бы я кого-то учила, взяла бы не одного человека, а нескольких. Я бы сделала курс, чтобы иметь небольшой штат рукодельниц. Но для этого нужно найти хороший выход на покупательниц», – объясняет она.
Пока далеко не каждая женщина может позволить себе такие украшения и наряды, потому что эти изделия стоят недёшево. «Это огромная работа, очень много личного времени, материалов, в том числе - очень дорогих. Коммерсант из меня неважный, я никогда не считаю себестоимость костюмов и украшений. Помню, что делала на заказ комплект одежды, себестоимость которого доходила до 50 тысяч рублей», – говорит Любовь.
Её наряды – это сложные в изготовлении, многослойные костюмы, которые состоят из нижней и верхней юбки, блузки, душегреи, пояса, пары манжет, нагрудного украшения, головного убора. Они могут быть дополнены фатой, передником, баской. Стоимость таких костюмов может доходить до 350 тысяч рублей.
«Мы можем взять ещё более дорогие материалы, и цена их будет ещё больше. Но мне гораздо интереснее создать что-то волшебное в рамках определённого бюджета. Когда я шью для себя, то всегда ограничена в цене, потому что трачу на материалы свои собственные деньги, покупаю мешок бусин вместо того, чтобы поехать и купить себе новые сапожки. Поэтому я точно знаю, что можно и из бабушкиной скатерти сшить шикарный наряд. Я с этого и начинала. От моей бабушки мне достались некоторые изделия, которые она вязала крючком, а я потом расшивала это бисером, бусинами, использовала тесьму, мех, бахрому. Я не разлюбила свои первые работы, они, наоборот, кажутся мне трепетными, искренними и красивыми».
Сейчас для своих изделий Любовь обычно заказывает ткани из Италии. «Ничто так не украшает русский костюм, как итальянский жаккард и фурнитура», – говорит она.
Раньше всю фурнитуру Любовь покупала в магазинах Екатеринбурга, Первоуральска и тех городов, по которым путешествовала. Было важно всё потрогать перед покупкой, понять точный цвет, форму и размер, объясняет она. Сейчас научилась заказывать нужные материалы в интернет-магазинах. Там можно найти не только привычные бусины, но и винтажный бисер, антикварную тесьму и ещё много необычных вещей.
Чаще всего дизайнер делает на заказ комплекты украшений. Например, браслеты и нагрудное украшение. Их клиенты могут надевать не только по особым случаям, но и носить в офис, сочетая с джинсами и рубашкой. Часто Любовь делает свадебные украшения и аксессуары, например, свадебный венец.
Одно украшение Любови Михалевой, например, пара браслетов или небольшой кокошник, сейчас стоит в среднем от 20 тысяч рублей. Цена на пояс, в зависимости от затраченных времени, сил и материалов может равняться 30-40 тысячам рублей.
«На изготовление одного изделия я беру не меньше двух недель. Если это комплект, то мне нужен уже месяц. Без работы я не сижу, часто у меня скапливается очередь из клиентов. Бывает, что люди ждут до шести месяцев», – говорит Любовь.
Большинство заказчиц Любови живёт за границей. Это эмигрантки, которые скучают по родине. Они надевают наряды в русском стиле на большие праздники – русские балы, дни рождения, свадьбы, выпускные.
«В других странах зачастую национальные костюмы не убирают далеко. На любых национальных праздниках такие наряды с удовольствием надевают и немки, и англичанки, в Азии вообще обожают национальные костюмы. Наши бывшие соотечественницы тоже хотят похвалиться перед жителями других стран тем, что они богаты на национальное наследие».
Костюмы из Первоуральска уезжали в США, Австралию, Германию, Италию, Францию, Нидерланды, Новую Зеландию, Норвегию и во многие другие страны мира. «К сожалению, я сама была далеко не во всех тех странах, где побывали мои украшения и костюмы», – улыбается Любовь.
По её словам, люди, готовые тратить деньги на такие украшения, находятся и в России, в том числе в регионах: «Например, у меня есть постоянная клиентка из Тюмени, которая очень любит выгуливать украшения в свет, часто носит их на праздники».
Свои работы Любовь никогда не повторяет. Объясняет это двумя причинами: так работать неинтересно, к тому же таких материалов может больше не оказаться. «К моему счастью, клиенты совсем неприхотливы и доверчивы. Обычно мы договариваемся о примерном размере изделий и цветовой гамме. Исходя из этого, создаю каждый раз что–то совершенно новое из–под пальцев, всегда работаю без эскизов», – говорит она.
За четыре года дизайнер только дважды сталкивалась со случаями, когда клиент просил переделать работу. Обычно же заказчики остаются довольны и возвращаются за новыми изделиями для себя или мамы, дочери или подруги.
Любовь не только изготавливает самые разные изделия на заказ, но и создаёт фотопроекты, участвуя в которых любая девушка может почувствовать себя принцессой.
«У меня в собственности есть большое количество нарядов, которые я могу предоставлять для фотосъёмок. Сейчас эти два вида деятельности для меня равнозначны, как в моральном удовлетворении от проделанной работы – дарить людям радость всегда приятно, так и в материальном плане. Если я делаю костюм на заказ, он получается довольно дорогим, но и занимает у меня до полутра-двух месяцев работы. Если мы сделаем 40 съёмок в месяц, то я заработаю на этом примерно столько же», – говорит мастерица.
За время существования «Диковины» сотни людей, в том числе знаменитых, нарядились в костюмы студии. «Я с большим желанием и удовольствием шью что-то для «звёзд», чтобы таким образом распространять информацию о нас, о том, что такие наряды могут выглядеть интересно и современно», – говорит Любовь.
В созданные ею образы наряжались певица Сати Казанова (на фото ниже), мисс мира на инвалидных колясках Ксения Безуглова, Юлия Михалкова из «Уральских пельменей», в Первоуральск на фотосессию приезжали актриса Инна Гомес и известная австралийская певица Перукуа.
Сейчас примерить на себя образ от «Диковины» можно не только в Первоуральске, но и в Москве. «В Москве фотосессии в моих изделиях расходятся как горячие пирожки, потому что там такие изделия действительно в диковину. Несмотря на то, что это столица страны, там таких костюмов никто не делает, эта ниша, к моему счастью, не занята. Хотя в последнее время появляется очень много плагиата. Я не считаю людей, которые это делают, конкурентами. Это просто подражатели, на которых я стараюсь не обращать внимания, потому что понимаю, что у меня всё равно получается круче», – объясняет Любовь.
По другим городам наряды «Диковина» для съёмок не отправляет – для организации одного фотопроекта нужно порядка 80 кг костюмов и декораций. Но Любовь не исключает, что в ближайшее время её изделия поедут за границу. В её планах на 2019 год большой фотопроект в Дубае.
На август-сентябрь 2019 года Любовь планирует ещё один большой проект – открытие представительства студии в Екатеринбурге: «Мы начнём базироваться и делать наши красивейшие проекты там. Будет очень много всего интересного: костюмированные съёмки, уникальные декорации, смена образов, детские, взрослые, семейные, свадебные фотосессии. Хочу разнообразить свои проекты и по национальному признаку, и по временному. Взяла себе лето на подготовку».
Сейчас самая бюджетная фотосессия в нарядах «Диковины» стоит 6 тысяч рублей. Это детская съёмка, которая включает аренду двух костюмов с украшениями и головными уборами ручной работы, смену декораций, лёгкий макияж, красивую причёску, работу фотографа, который обеспечивает стилизованную ретушь, аренду студии и реквизита.
Но помимо участия в фотодне, когда сразу несколько человек фотографируются в одной и той же локации с одним и тем же реквизитом, желающим предлагают и съёмки с эксклюзивным пакетом услуг.
«Человек выбирает себе образ, что–то создаётся специально для него, можем пригласить любого фотографа, локацией может стать любая точка мира. В зависимости от пожеланий, цена на такие услуги может расти до бесконечности. К примеру, для съёмки с медведем нужно арендовать его, а это стоит 40 тысяч рублей в час», – рассказывает Любовь.
Полгода назад Любовь стала мамой в третий раз, старшим детям 5 лет и 3 года. Сейчас времени на работу остаётся не так много, как хотелось бы. Но и при таких условиях дизайнер старается выделять на создание нарядов до четырёх часов в день. При этом на одно небольшое изделие нужно потратить не меньше 30 часов.
«Быть мамой троих детей и успевать работать – непросто, но творчество помогает отвлекаться от быта. Когда дети подрастут, моя мечта – рабочий день как у всех нормальных людей с 9-10 до 17 часов», – говорит она.
На это время у неё есть и куча других планов: «Через несколько лет я вижу себя не только дизайнером, но организатором интересных проектов. Я не сижу в Первоуральске, а путешествую по всему миру вместе со своими нарядами. Возможно, открою филиалы в крупных городах. Может быть, я запущу собственную линию одежды, возможно, детскую. Уже сейчас я не только создаю костюмы и украшения, но ещё пишу песни, стихотворения, могу читать лекции. В будущем хочется продолжать гармонично развиваться во всём».
«Диковина» в видении Любови также меняется. Изначально планировалось, что она будет развиваться как арт-студия, которая поможет раскрыть в человеке любые творческие способности. А значит, в будущем тут появятся мастер-классы, сейшены, сказкотерапия для детей, лекции о культуре и искусстве.
«Я всё это обдумываю и обязательно буду внедрять. Я люблю мечтать и смело это делаю. Я амбициозна, и не скрываю этого. Как только дети подрастут, и у меня появится время, я обязательно воплощу в жизнь все свои идеи. Уверена, что у меня всё получится», – говорит Любовь.
Сейчас она разрабатывает стратегию продвижения своего бренда, которая должна помочь в развитии студии: « Пока в основном моё продвижение заключается в ведении страниц в соцсетях – « ВКонтакте», Instagram, Facebook. Обо мне узнают и благодаря сарафанному радио. Но я прекрасно понимаю, что это прошлый век и нужно заняться серьёзно таргетингом и прочими современными способами продвижения».
Читайте также:
Коронованная особа: как дизайнер создаёт уникальные аксессуары.
Лица и маски: как создаются коллекционные украшения ручной работы.
Маленький, но гордый бизнес: как создать и раскрутить ювелирный бренд.