Сфера EdTech в России получила стремительное развитие в пандемию коронавируса. Теперь онлайн-обучение воспринимается аудиторией как полноценный способ получения новой специальности или профессии. Это привело к росту конкуренции. Онлайн-школы соперничают как друг с другом, так и с инфобизнесменами и блогерами, создающими собственные курсы. О том, как проекту в сфере EdTech выгодно отличаться от конкурентов, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Наталия Иванова, основатель онлайн-школы deFIN IS.
Наталия Иванова – основатель онлайн-школы deFIN IS. Окончила экономический факультет Казанского государственного университета и магистратуру РЭИ им. Плеханова. Будучи студенткой, начала работать в семейной компании, связанной с нефтепродуктами, была её торговым представителем в Москве. Онлайн-школу deFIN IS основала в 2021 году.
Когда я училась в магистратуре, то немного преподавала. Работать со студентами мне нравилось, но я поняла, что это довольно сложно. Студенты не всегда заинтересованы в получении образования, могут валять дурака на лекциях. В общем, после защиты магистерской диссертации я ушла в семейный бизнес, а про преподавание на время забыла.
Вспомнила о нём значительно позже, когда задумалась о возможности удалённой работы. В 2016 году после рождения второго ребёнка я уже не могла исполнять обязанности торгового представителя с прежней отдачей. И стала думать, каким бизнесом могу заниматься. Искала нишу, в которую могу зайти с минимальными инвестициями. Преподавание отвечало этим критериям. У меня высшее финансовое образование, большой опыт работы, навыки и знания, которыми мне хотелось делиться.
На тот момент кто-то из знакомых попал в сложную финансовую ситуацию – долги и просрочки по кредитам. Он обратился ко мне за советом, что делать. Вместе мы составили финансовый план по выходу из ситуации. Мне это было легко, а для знакомого мои рекомендации имели вау-эффект. Так я поняла, что могу рассказывать другим людям о личных финансах – делиться той информацией, которая мною накоплена.
В 2016 году мало кто интересовался инвестициями, акциями, ценными бумагами. Я решила, что рассказывать о личных финансах через такой заход довольно сложно. В то же время были очень популярны путешествия. Я сама побывала в 25 странах, и у меня было много лайфхаков о том, как путешествовать бюджетно: получить кешбэк, оформить перелёты за мили и т.д. Поняла, что через тему поездок можно интересно рассказывать людям о финансах.
Я завела аккаунт в ныне заблокированной социальной сети и превратила его в тревел-блог, где делилась своими лайфхаками. Аудитория набиралась довольно быстро. В какой-то момент подписчики сами предложили, чтобы я организовала для них небольшой курс о бюджетных поездках. Я стала смотреть, что вообще есть в сфере онлайн-образования. Тогда уже появились крупные школы типа Skillbox, а инфобизнес пока еще не расцвёл так пышно, как сейчас. Я составила методологию курса, научилась записывать видео, писала посты.
Курсы о бюджетных путешествиях стали популярны, новые слушатели приходили на них через сарафанное радио. Аудитория собиралась очень лояльная и весёлая, потому что тема довольно приятная и несложная.
Я быстро вышла с продуктом о бюджетных путешествиях на доход 300 тысяч рублей в месяц. Потом у меня появилась первая помощница, которая занималась таргетом и SMM. Затем к ней присоединились кураторы курса, которые давали обратную связь участникам. Но пандемия коронавируса сделала курсы о путешествиях неактуальными.
Я стала думать над новым продуктом. Спросила у подписчиков, о чём из мира финансов им было бы интересно узнать. К моей радости они ответили, что про инвестиции. Эта тема в 2020 году была уже на слуху. Я сама – опытный инвестор, давно формирую пассивный доход. Постепенно стала перестраивать формат своего блога и прогнозируемо получила много отписок.
Первый курс сделала по формированию первоначального капитала. Рассказала, как устроен фондовый рынок, и помогла слушателям составить финансовый план. Внутри курса были таблицы и мои авторские материалы, которые позволяли сделать это довольно легко и просто – нужно было ввести лишь несколько цифр.
С этим курсом я основала позже школу deFIN IS. Сейчас в ней несколько курсов по финансам, а также по онлайн-специальностям (таргелотог, администратор Telegram-канала, специалист по продвижению, создатель чат-ботов, дизайнер). То, в каком виде школа существует – результат действий, направленных на отстраивание от конкурентов.
Сфера онлайн-образования сейчас высококонкурентная, и здесь постоянно приходится думать о том, чем твой продукт лучше, чем у остальных игроков. В процессе развития своего проекта я выработала следующие принципы, как можно выделяться среди конкурентов.
I. Cертификация курсов
К 2021 году финансовых блогеров развелось очень много, и чуть ли не у каждого был свой курс – про личные финансы, инвестиции, криптовалюту и так далее. Казалось, что многие из них своей некомпетентностью подорвали доверие к теме финансов. Мне хотелось сразу показать своей потенциальной аудитории, что у нас совсем другой подход к обучению: более серьёзный и профессиональный.
Я обратила внимание, что некоторые онлайн-школы сотрудничают с российскими вузами и выдают слушателям их дипломы о профессиональной переподготовке. Эта идея показалась мне хорошим конкурентным преимуществом, но я решила пойти дальше и выдавать диплом европейского вуза. Была версия, что из-за пандемии коронавируса дипломы российских университетов перестанут котироваться в мире.
Я нашла европейскую ассоциацию преподавателей HiSTES и ознакомилась с их требованиями к преподавателям и учебным программам. Они были очень высокими, и соответствовать им довольно сложно. Я решила, что мне это как раз подходит.
В течение нескольких месяцев представители этой ассоциации проверяли меня на право вести преподавание, после чего выдали диплом. Затем изучали и мою программу по личным финансам. В сумме на получение сертификации HiSTES ушло около четырёх месяцев. Я предоставила доступ ко всем учебным материалам и zoom-конференциям с учениками. По просьбе аттестационной комиссии переписывала свои обучающие видео, перестроила программу курса, в частности, добавила проверочные экзамены. Теперь слушатели наших курсов, сдавшие экзамены, получают дипломы Европейской академии OEAEP (Прага).
Все наши программы приведены в соответствие с требованиями ассоциации HiSTES. Недавно мы прошли сертификацию российского вуза: имеем право выдавать и российский диплом о переподготовке.
II. Длительность обучения
Во многих онлайн-школах обучающий курс длится 4-9 месяцев. Я же исхожу из того, что мои слушатели хотят быстро получить новые знания и тут же применить их. Они не готовы учиться слишком долго.
Если говорить об онлайн-профессиях, которые многие ученики рассматривают как дополнительный или новый источник дохода, то в них происходят стремительные изменения. И пока человек осваивает новую профессию на протяжении полугода, в ней многое уже успевает устареть.
Мы в школе deFIN IS стремимся к тому, чтобы выдавать актуальную информацию по востребованной профессии. И хотим, чтобы наши выпускники сразу же применяли полученные знания. Тем самым они окупят свои вложения в обучение за один-два месяца работы и начнут получать доход. Именно поэтому наши курсы длятся от 3 до 6 недель.
III. Поддержка в процессе обучения
В крупных онлайн-школах к слушателям относятся, как к взрослым людям: раз они купили какую-то программу, то сами понимают, что должны пройти её до конца. Но статистика говорит об обратном: до конца курса доходит в среднем около 40% учеников. То есть люди не так рациональны, как принято думать. Как правило, обучение в онлайн-школах они совмещают с работой или учёбой, возможно, отпуском по уходу за детьми. И у них не всегда хватает времени и мотивации на обучение.
Понимая это, мы ввели систему кураторства. Кураторы – это люди, которые поддерживают и подбадривают наших слушателей, отвечают на их вопросы, дают обратную связь. У нас созданы специальные чаты, где слушатели могут «пожаловаться» на то, как им тяжело учиться, поделиться своими эмоциями и переживаниями. Наши кураторы и другие слушатели в ответ оставляют подбадривающие комментарии рекомендации или советы из собственного опыта.
Раз в несколько дней кураторы получают информацию о том, кто из слушателей перестал приходить на уроки или выполнять домашние задания. Они связываются с «отстающими» и уточняют причину, по которой эти люди забросили учёбу. Иногда такое участие, подбадривание или доброе слово оказывают значительное влияние. Слушатели видят, что нам не всё равно, что происходит с ними, и начинают учиться усерднее.
У нас до конца курсов доходят как минимум 85% слушателей. Я считаю, что это во многом достигается за счёт кураторской помощи.
IV. Помощь в трудоустройстве после учёбы
У нас есть закрытые чаты выпускников, в которые попадают люди, сдавшие экзамен и получившие диплом. В этих чатах есть и наши кураторы, и преподаватели. Они каждый день предлагают выпускникам вакансии. Мы специально мониторим рынок, плюс к нам часто обращаются знакомые, которые просят порекомендовать им хороших выпускников. Таких запросов становится всё больше, а у наших слушателей – больше возможностей получить работу.
V. Cтавка на молодёжь
Благодаря сотрудничеству с российским вузом наша школа может выдавать его диплом лицам, окончившим 10 классов общеобразовательной школы. Мы понимаем, что многие старшеклассники хотят и могут зарабатывать, оставаясь в школе. И мы осознанно даём им такую возможность. Я понимаю, что омоложение аудитории онлайн-школы – это уже необходимость, это будущее онлайн-образования.
Всем участникам сферы EdTech нужно понимать, что рынок онлайн-образования в большей степени становится управляемым. Выделяются в отдельные форматы инфобизнес и школы, которые всё ближе к госпрограммам и получают какие-то гранты.
Если вы хотите создать долгосрочный и масштабируемый проект, то вам придётся получать сертификаты, подтверждать свои программы и выдавать дипломы. Потому что онлайн-образование – активно развивающаяся сфера, которая постепенно внедряется в программы вузов. И выиграет тот, кто первым сможет полноценно интегрироваться в вузовские программы обучения.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».