Гульназ Азатова начинала в небольшом башкирском городке Сибае помощницей адвоката. Однако она всегда мечтала пойти по стопам родителей-предпринимателей – и однажды решилась на создание собственного небольшого производства. Девушка выбрала для бизнеса продукт, который любила с детства - национальный напиток буза. На то, чтобы буза нашла свою аудиторию, а её производство переехало из кухни в цех и стало рентабельным, ушло шесть лет. О том, как делать бизнес на национальных традициях, Гульназ Азатова рассказала порталу Biz360.ru.
Гульназ Азатова, 29 лет, предприниматель из Сибая (Башкирия), основатель проекта
«Буза – традиции веков». Окончила Сибайский институт Башкирского государственного университета по специальностям «менеджер организации» и «юриспруденция». Вместе с мужем Димом Азатовым занялась производством национального башкирского напитка буза в 2012 году. В 2016 году завоевала первое место на региональном этапе всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России» в номинации «Открытие года» в Республике Башкортостан. У Азатовых двое детей.
После окончания вуза я полгода работала помощницей адвоката, но быстро поняла, что не хочу этим заниматься. Мои родители – предприниматели, они занимаются розничной торговлей: продают как одежду и обувь, так и продукты. С 12 лет я подменяла маму и продавала вещи вместо неё – и мне это очень понравилось: общение с клиентами, помощь им с покупкой. Поэтому на самом деле у меня никогда не было мысли заниматься чем-то, кроме предпринимательства.
Так что уже во время работы по найму я открыла свой небольшой ларёк по продаже выпечки – на это мои родители выделили мне 100 тысяч рублей. Два года я активно занималась этим делом. Так и получилось, что я оставила адвокатское дело и пошла по стопам родителей. А потом мне захотелось заняться производством бузы.
- Буза - традиционный башкирский напиток, который готовят из овса и хлопьев геркулеса. Овёс моют, сушат, мелют и доводят до состояния кашеобразной массы, а после добавляют в неё сухие геркулесовые хлопья. На выходе получается густой напиток цвета топлёного молока, сладкий, но с кислинкой. В народной башкирской культуре буза играла огромную роль. Согласно легендам, воины всегда брали с собой запас напитка, когда отправлялись в поход или на войну. В мирное время буза является неизменным угощением на праздниках, к примеру, на Новруз-Байрам.
Буза - это национальный напиток тюркоязычных народов. Его в своё время готовили и татары, и турки, и узбеки, и казахи. Но от народа к народу меняется основной ингредиент и консистенция. У нас, башкиров, это густоватый кисловато-сладковатый напиток цвета топлёного молока. Он, с одной стороны, сытный и может при желании заменить ужин; с другой стороны, хорошо утоляет жажду. К тому же он полезен, благотворно влияет на процесс пищеварения и обмен веществ.
С бузой я сама знакома с 13 лет. Я, мои братья и сёстры помногу её пили. Я и вовсе раньше была фанатом-бузариком, не ложилась спать без стакана этого напитка. И мой сын вырос на бузе. Это очень полезный напиток. Но с первой пробы он имеет очень специфичный вкус и запах. Поэтому некоторые с первого раза даже не понимают, зачем это пить.
Ещё до того, как я написала свой бизнес-план, в Уфе пыталась продавать бузу другая компания, которая занималась производством нескольких напитков. Но у них буза не пошла, было много возвратов – люди не приняли этот продукт. Та предпринимательница посоветовала мне с бузой не связываться. Но у меня было своё мнение в этом вопросе.
На пятом курсе я защитила диплом на тему производства бузы. Одновременно потихоньку занялась практикой – начала готовить напиток дома сама. Потом начала понемногу продавать бузу в своём ларьке с выпечкой. Однако в то время про этот напиток мало кто знал, поэтому он почти не продавался: в самый первый день я смогла реализовать только две бутылки.
Наш город Сибай - небольшой, в нем живёт всего 60 тысяч человек. Поэтому с самого начала у нас лучше всего работало сарафанное радио, баннеры и брошюры с номером телефона и адресом, где можно купить продукт. Также мы проводили на базаре много дегустаций.
В 2012 году я начала активно продавать бузу на базаре и открыла поставки на дом. За день у меня стало уходить по 10-15 бутылок-полторашек. Плюс тогда это был сезонный напиток, который покупают только летом. А потом у меня стали спрашивать про гостовский сертификат ЕАС на этот продукт. Когда я пошла получать этот документ, то мне в нём отказали из-за маленьких объёмов производства. И поехидничали – брось ты это, буза не будет продаваться.
Но мне всё равно хотелось заниматься именно бузой. Так что я продолжала варить её и продавать. К 2015 году я открыла ИП и всё же получила сертификат. В течение двух недель свойства и вкус напитка проверяли эксперты с помощью разных анализов.
Забавный момент: поскольку до этого компания, к которой мы обратились, бузу не сертифицировала, нормативы для сертификации ей пришлось составить именно для моей бузы. Поэтому после анализов у специалистов ещё ушло две недели на сбор информации о напитке.
Процесс приготовления моей бузы довольно не прост. В пропорциях 1:1 берётся цельный овес и геркулес, а также сахар и вода. Овёс нужно вымыть, просушить и промолоть. В кипящую воду кладём овес и геркулес, добавляем сахар, варим, всё время помешивая. Остужаем, процеживаем, заливаем закваску и оставляем на определённое время. В конечном итоге должна получиться жидкость, похожая на кисель со вкусом овса.
Это очень трудоёмкий процесс. Температура комнаты с бузой не должна резко повыситься или понизиться, в ней должно быть не меньше 19 градусов. Один раз наша работница оставила бузу стоять, открыла окно, а сама ушла. А напиток должен стоять не меньше 24 часов в определённой температуре. Мы пришли – напиток не достиг нужной консистенции, а заявку ждут.
На большие объёмы мы вышли к 2016 году: на одной точке стали продавать по 20 бутылок в день, плюс делали бузу на заказ. Полуторалитровая бутылка к тому моменту у нас стоила 70 рублей.
Муж какое-то время работал на Севере, потом вернулся и на заработанные им 250 тысяч рублей мы расширились: купили ещё две точки и стали продавать там выпечку и бузу. Было два варианта: купить квартиру или инвестировать в бизнес, и мы выбрали второе. Плюс взяли кредит в 150 тысяч рублей (хотя всегда старались с кредитами не связываться).
С самого начала и до сих пор я варю бузу сама. Я пробовала научить сотрудниц, но почему-то у их напитка получался совсем другой вкус. Однако само производство в 2017 году переехало из моей кухни на специализированную площадку.
Мы начали производство в цехе в местном бизнес-инкубаторе. Выиграли в конкурсе право на льготную аренду помещения в 70 квадратных метров, и в первый год платили за него 4 тысячи рублей в месяц. Потом постепенно сумма выросла до 10 тысяч рублей. Поначалу и там мы готовили бузу вручную, по 50-70 литров в день. Сегодня можем готовить до 250 литров, 400 – если работать в две смены. Мы пока наняли для готовки одну сотрудницу, она помогает разливать и клеить этикетки – напиток по-прежнему варю я.
Как приобрели оборудование для цеха? По той же схеме: год копили выручку с продаж выпечки, собрали так около 350 тысяч рублей и попросили родителей снова одолжить нам - ещё около 120 тысяч.
За оборудованием ездили в другой город за 800 км, когда моему младшему ребёнку было 3 месяца. Всё для того, чтобы лично пояснить, какое оборудование нам требуется. На заводе к нашему приезду собрали целый консилиум (в котором каждый слышал про бузу впервые в жизни). Мы привезли свой напиток, инженеры и технологи составили для себя схему готовки по моему рецепту. С учетом этого добавили кое-что в обычное оборудование для варки – и мы его купили.
Как только мы вышли на большие объёмы производства, я начала развивать группу «ВКонтакте» и заниматься там рассылками. Обо мне стали узнавать за пределами Сибая, в СМИ появились статьи, после которых к нам обратились несколько торговых точек, которые захотели тоже продавать бузу.
Так, со мной связалась сеть магазинов фермерских продуктов из Уфы. Я согласилась на наценку в 100% в их магазине, чтобы у них был интерес продавать мой напиток. Подготовила специально для этих магазинов брошюрки со своими контактами и разъяснением, что такое буза. И никогда не отказывалась ответить на любые вопросы по этому напитку. У него пока нет бренда, но есть слоган: «Буза – традиции веков».
В итоге сегодня бузу можно купить в шести точках сибайской сети магазинов «Весна» и ещё в двух местах. Также мы поставляем напиток ещё в три близлежащих посёлка и продаём в пяти точках в Уфе (это кафе и магазины). Ещё есть частные заказы, особенно часто берут бузу на свадьбы – по 10-15 бутылок.
Прошедшим летом мы продавали 2 тысячи литров напитка в месяц. А в одном этом ноябре продали уже 2,5 тысячи (при том, что летние месяцы всегда были более активны по спросу). Поэтому можно сделать вывод, что приучить людей к бузе мне удалось.
Целевая аудитория моего напитка – люди от 35 лет и выше. Ядро аудитории – люди 45-60 лет. Есть те, кто покупает её по литру каждый день и сердится, если не находит её на точке.
Изначально я рассматривала семь видов национальной башкирской продукции и по каждой составила бизнес-план. Но поняла, что наиболее рентабельной является буза: при стоимости 70 рублей за бутылку прибыль составляет порядка 30 рублей. Однако в дальнейшем я намерена начать также производить овсяный квас. Для меня важно продолжать делать продукты только из натуральных ингредиентов.
Недавно мы начали поставки в Казань – предприниматель из этого города прочёл обо мне в статье. В планах по продажам у нас не вся Россия, потому что срок годности бузы ограничен – её можно везти не дольше суток. Но сейчас я общаюсь с другими башкирскими кооперативными магазинами, которые специализируются на местной продукции. С двумя договоры уже подписаны.
Очень рада, конечно, что мне удалось в итоге добиться своего: заниматься предпринимательством и делать полезный продукт. Если бы не поддержка моих родителей и мужа, ничего этого бы не было, так что спасибо им огромное. У нас семейный бизнес, где все друг друга поддерживают.
Читайте также:
Заварила кашу: как заработать на кашах в формате фаст-фуда.
Бизнес в стиле халяль: как сломать национальные стереотипы.
Все хотят орехов: как запустить производство арахисовой пасты.