«Если у вас или вашего молодого человека не хватает средств на целый букет, но хочется поразить всех подруг праздничными фото, то специально для вас мы привезём шикарный букет из 101 розы! У вас будет до 10 минут, чтобы сделать столько фото, сколько вам хочется. Цена услуги - всего 800 рублей» - с этого предложения от московского предпринимателя Евгения начался шум в соцсетях по поводу этичности и актуальности новой услуги. За два дня у стартапа появилось несколько десятков конкурентов-подражателей, а некоторые маркетологи и руководители компаний использовали повод для привлечения внимания к своему бизнесу.
Роман Зарипов, маркетолог агентства Nectarin
- Маркетолог агентства Nectarin Роман Зарипов сообщил в Facebook, что не знал о существовании других сервисов, когда запускал свой @rentroses. Идея якобы пришла, когда он понял, что многим девушкам цветы помогают продемонстрировать свою востребованность перед подругами и заставить ревновать других молодых людей.
«Я быстро зарегистрировал аккаунт @rentroses в Инстаграме, запостил три фотографии сто одной розы и рассказал пользователям о возможности аренды букета во время праздников. Выложив скриншот на своей странице, я решил посмотреть, сработает ли это. До последнего не был уверен, что такая услуга будет востребована, но спустя несколько часов, когда скриншот аккаунта разошёлся по всему Рунету, а количество заявок перевалило за сотню, я подключил ребят, и мы решили, что такому бизнесу быть. Закупили пару букетов, подключили курьеров на автомобиле и начали производить доставку», - сообщает Роман в соцсети.
По его словам, среди заказчиц были и простые студентки, и «статусные» дамы, а количество обращений за два дня превысило 500. «Некоторые просили вдобавок к цветам красивых мужчин для фото, кто-то хотел фотографию на фоне красивого автомобиля».
Эти данные вызвали недоверие у коллег по цеху, напомнивших, что именно Зарипов создал аккаунт фейкового бизнесмена-пенсионера из Химок Бориса Кудряшова.
Людмила Булавкина, 39 лет, сооснователь сервиса аренды вещей Rentmania
- 6 марта сервис «Рентмания» выступил с оригинальным предложением: 75 роз в аренду + плюшевый мишка – и всё это за 299 рублей. «После приезда курьера у вас будет час, чтобы повеселиться и сделать селфи - одной или с подругами. Принимаем заказы только на 7 марта и в пределах ТТК. Доставка бесплатная!»
Идея с цветами напрокат была не нашей, но мы ей воспользовались. В воскресенье 5 марта появился провокационный вброс в Instagram, народ начал его активно распространять и саркастически комментировать в духе «Дожили!». Подключиться мы решили, когда знакомые начали писать: мол, смотрите, что делается, а вы чего сидите?
Я попыталась арендовать розы у ребят в Instagram. Мне ответили, что это шутка и никаких цветов у них нет. На следующее утро я обзванивала цветочные салоны, чтобы купить 101 розу – одинаковых не нашлось ни на одной розничной точке. Пришлось ехать на Рижский рынок. За два дня до 8 марта цветы там подорожали в полтора раза, поэтому мы «ужали» букет до 75 алых роз и добавили к нему огромного плюшевого медведя из проката. Бюджет на кампанию составил 11500 рублей.
Цену на аренду букета и мишки на час мы поставили абсолютно рекламную – 299 рублей, что едва окупало доставку. Мы не собирались на этом зарабатывать, это изначально был чистый маркетинг. Заказы принимались только на 7 марта, так что времени на раскачку аудитории особенно не было. Но тема стала очень популярна, и мы, что называется, оседлали волну.
Я предполагала, что заказов будет мало, около 15. Их оказалось всего шесть, четыре – от девушек, два – от мужчин. Кто-то «игрался» весь свой час, кто-то отдавал цветы быстрее.
Я с этим букетом провела несколько часов – пока покупала цветы, ездила на интервью и т.п. И скажу, что эта охапка в руках вызывает сильный wow-эффект. Люди на улицах останавливают, просят «просто подержать в руках секундочку». Определённый рыночный потенциал у идеи, думаю, есть.
Главный результат, который мы получили от этой акции – в понедельник мы получили около 500 упоминаний в соцсетях при среднем дневном показателе в 50 упоминаний. Про нас написали и сказали шесть медиа-ресурсов, обычно это происходит пару раз в месяц. Но история не закончилась, у неё еще будет «хвост». С точки зрения продвижения это был удачный эксперимент, хоть и непродолжительный.
Общий тон вокруг этой затеи изначально был скорее негативный. Причём, девушки реагировали на нее гораздо спокойнее (они вообще сильно сомневались, что найдутся желающие), чем мужчины. Те ругались, что мы портим женщин и потворствуем ревности с завистью. Но за три дня негатив сошел на нет. И наоборот, нас начали хвалить за новаторство.
Внутри бизнес-сообщества мнения разделились – одни рассуждали, как эту нишу раскачать по-настоящему. Другие посчитали затею чудачеством. Но, в целом, нам сказали: молодцы, быстро сориентировались
Такие проекты, как «букет напрокат» надо готовить заранее - договориться с флористами, запустить рекламу, делать нормальный бизнес. Один из шести клиентов оказался руководителем небольшой фирмы, в которой все сотрудники - женщины. Он заказал им букет из 75 роз на работу, чтобы девушки с ним все вместе сфотографировались. Без всяких сказок, что подарил возлюбленный, - просто для красоты, как шарами офис украшают.
А ведь это новая ниша, новая аудитория. Я думаю, флористы рано или поздно начнут предлагать цветы в аренду для фотосессий, на праздники. Я знакома с этим рынком, и знаю, что цветы неплохо реанимируются и хранятся в холодильниках неделями. Так что тема букетов напрокат вполне жизнеспособна. Только она не про ревность и зависть подруг, а про новый рынок. Мы его образовывать не возьмёмся, но если салоны захотят, выступим в качестве агрегатора предложений.
Зато мы уже придумали акцию на день космонавтики, но это пока секрет.
Дмитрий Гусев, 30 лет, велопредприниматель, основатель сети «Прокат в Ростове»
- Сеть «Прокат в Ростове» 7 марта обратилась к клиенткам со следующим призовом: «Девушки, не переплачивайте за прокат букетов цветов для селфи! Будьте оригинальными - возьмите напрокат велосипед! Подскажем выгодные позы возле велика и поможем придумать модные подписи к фоткам вроде «любимый, спасибо за подарок» и «утренняя тренировочка по любимому городу». Спецакция! Фото рук на руле - бесплатно!»
Мы наткнулись в новостях на историю с букетами и решили потроллить - объявили акцию «Велосипед напрокат для модных фоток». Никакого коммерческого расчёта в этом не было, просто воспользовались случаем. Подписчики юмор оценили, сообщение в соцсетях увидели около 5 тысяч человек. Никто конкретно за селфи не пришёл, всерьёз это предложение не принял, хотя фотографировались и отмечали себя на фото с велосипедами многие. Сложно оценить конверсию, потому что девушки всегда фотографируются.
Девушка и велосипед - это сексуально. Если девушка едет на велосипеде по городу, значит это хороший город.
Есть ли рынок в прокате «вещей для понтов»? Например, в Instagram можно найти массу селфи с велосипедами в стиле ретро. Это модно. Я сам собираю коллекцию ретровелосипедов – сейчас в ней уже 30 экземпляров. Мы их время от времени показываем на выставке, но сдавать в аренду не будем. Я в прокатном бизнесе с 2009 года, и вижу, что наш потребитель ещё не готов относиться к чужим вещам как к своим.
Многие люди целенаправленно используют прокатные велосипеды, чтобы их «поушатывать». Свой-то жалко. Поэтому я не привлекаю чужие велосипеды, не верю в пир-ту-пир, и не сдаю свою ретро-коллекцию, стоимость которой сопоставима с прокатными активами.
Вся эта история с цветами - по сути своей троллинг - ради споров, репостов и лайков в соцсетях. На мой взгляд, экономически она нежизнеспособна, потому что не несёт реальной пользы.
Мы воспользовались случаем, напомнили о себе и о том, что надо быть, а не казаться. Мы давно используем ньюсджекинг (продвижение бренда за счет громких событий и новостей – прим. редакции). Подписчикам нравится, что в Ростове есть велопрокат, который в тренде и может пошутить. Мы реагировали на закрытие Pornhub, на победу Трампа и т.п. У нас нет долгосрочного SMM-плана, стараемся истории обыгрывать «с колёс».
Маркетинг – он же разный. Например, в качестве «фишки» один наш пункт проката работает круглогодично и круглосуточно. Чтобы у человека всегда был выбор между баром и велосипедом. Летом, когда днём жарко, люди часто катаются до утра – город пустой, романтика, ЗОЖ.
У нас есть постоянные скидки студентам, школьникам, пенсионерам, за групповое катание, за фотографии, за хэштеги. Мы одни из первых в Ростове разыграли велосипед за репост, когда это было популярно. Зимой разыгрывали сноуборды. Сделали много мероприятий, ставили парковки. Но лучше рекомендаций ничего не работает.
Основная наша аудитория, конечно, присутствует в соцсетях. Но я вижу спад активности. Во многом на это влияет ранжирование постов администрацией сетей – чтобы быть на глазах, нужно платить. Я пока думаю, что лучше вложиться в сервис. А соцсети оставить для анонсов и юмора.
Как сделать на сайте классный раздел о команде проекта.
Как сделать качественные фото для интернет-магазина.
Бизнес-блог на корпоративном сайте: зачем он нужен и как его запустить.