Барнаульцы Константин Доронин и Евгений Кураков – серийные предприниматели. У каждого в багаже по несколько действующих и закрытых проектов. В стартапе «Ели-Худели» они выступают дуэтом. Автор идеи – Константин - целый год искал подходящего партнёра для реализации своего замысла и, только познакомившись с Евгением, воплотил его в жизнь. По легенде, между встречей отцов-основателей и рождением «Ели-Худели» - бизнеса по продаже пакетов готовой еды - прошло 48 часов. Константин позвонил Евгению, которого знал заочно, и спросил: «Ты выкладываешь фото еды в Инстаграм? Отлично, тогда у меня есть для тебя интересный проект».
Константин Доронин, 41 год, совладелец проекта «Ели-Худели». По образованию - анестезиолог-реаниматолог. После окончания мединститута несколько лет проработал по специальности, потом полностью ушёл в коммерческую деятельность. В настоящий момент развивает несколько своих проектов: «Гостинец» (бонусная система для командированных), «Лаборатория самогона» (продажа оборудования и сырья для производства качественного алкоголя в домашних условиях), «Карта Алтая» (сервис для туристов). Женат, воспитывает четверых детей. Евгений Кураков, 31 год, совладелец проекта «Ели-Худели». Закончил Алтайский госуниверситет (специалист по рекламе), больше 10 лет занимался рекламой и продвижением. Имеет опыт ресторанного бизнеса –запускал бар-ресторан сербской кухни «Гриль- Картель», который был закрыт после трёх лет работы. В настоящий момент реализует два своих проекта: студия Tvorica (дизайн и брендинг) и «Цивилизованный город» (формирование городской среды). Женат, детей нет.
Третий лишний
Идея взять на себя роль организатора правильного питания для человека, который хочет привести себя в форму, но всё никак не соберётся, пришла Константину после одного разговора. Худеющий знакомый как-то сказал: мол, хорошо, что у звёзд есть личные повара, которые следят за рационом и считают за них калории, я бы тоже от такой услуги не отказался.
Сам Константин ещё в детстве в качестве побочного эффекта от лечения болезни сердца получил лишний вес, от которого старался избавиться все эти годы с разной степенью успеха. Кстати, Евгений тоже оказался человеком со своей историей борьбы за стройность. В общем, зерно будущего проекта попало в благодатную почву.
Константин: «Одно из требований к проекту такого формата – основателей должно быть двое. Почему? В жизни любого стартапа есть взлёты и падения, желание продолжать работать и желание бросить, а у двух человек это не может происходить синхронно, поэтому один партнёр уравновешивает другого»
«Двое равнозначных соучредителей помогают друг-другу пройти трудности. Почему не больше? Двое – это диалог, а трое – это уже три диалога, не говоря уже о большем количестве соучредителей, которым договориться очень сложно. Насколько я знаю истории стартапов, выживают чаще всего именно такие, где соучредителей двое»
Константин: «Почему я занимаюсь несколькими проектами сразу? Потому что, по сути, и я, и Евгений – серийные предприниматели. Я пришел к серийности опытным путём. Несколько раз в жизни были периоды, когда я целиком и полностью посвящал себя одному проекту, и впоследствии было очень сложно из него выходить. Занимаясь монопроектом, в какой- то момент начинаешь «переставлять ноги мёртвой лошади»: когда дело уже себя исчерпало, а ты не можешь с этим смириться. А когда их несколько, отношение проще и объективное.
Может, звучит несколько цинично, но это как с детьми. Помните, анекдот: «Первый ребенок - всё кипятили и стерилизовали... Второй ребёнок - иногда стирали и следили, чтоб не ел из кошачьей миски... Третий ребенок - если съел кошачий корм, то это уже проблемы кота...». Так как у меня четверо детей, то я знаю, о чем говорю. (Смеётся). С бизнесами тоже самое: когда их несколько есть возможность сравнивать и наблюдать со стороны»
Евгений: «Очевидный плюс проектного подхода в доходности – если есть возможности зарабатывать деньги тем или иным способом, не нужно их игнорировать»
Судьбоносная встреча партнёров произошла в сентябре 2014–го. Обязанности распределились так: Константин отвечает за техническую часть, зона ответственности Евгения - дизайн и продвижение. Евгений придумал и название, которое было сначала рабочим, а потом прижилось. Начали искать дату для старта проекта, руководствовались логикой, что люди хотят привести себя в форму три раза в год: 1 сентября, 1 января и к майским праздникам. Решили открыть сервис весной и начали готовиться к запуску проекта. В декабре техническая часть была готова, в январе запустили сайт.
Для запуска стартапа «Ели-Худели» были использованы личные средства учредителей –порядка 1 млн. рублей.
Константин: «Подсчёт калорий – дело довольно утомительное и сложное, мы примерно месяца два разрабатывали схему, как их правильно считать. Например, когда варится мясо, сколько калорий остается в нем, сколько переходит в бульон? К счастью, есть методики, разработанные ВОЗ, их мы и взяли на вооружение. Тут, мне в очередной раз пригодилось медицинское образование, которое, кстати, мне вообще по жизни очень помогает».
Организаторы закупают продукты, которые потом готовятся на одном из пищевых предприятий Барнаула, специализирующемся на питании для больниц и спортсменов.
Евгений: «Не иметь собственной кухни и продавцов – наша принципиальная позиция. Меню мы составляли сами, потом «утвердили» у двух диетологов, которые работают с нами в режиме консультирования».
В команде «Ели-Худели» работают пять штатных сотрудников: два соучредителя, исполнительный директор, проект-менеджер, курьер-логист. По мере необходимости привлекаются фрилансеры - дизайнеры, программисты и т.д.
Клиент может заказать на сайте пакет – как разовый, на день, так и на неделю или на месяц. Стоимость дневного пакета еды «Ели-Худели» - 690 рублей, рациона на 5 дней - 3250 рублей, на 20 дней - 12 400. После приготовления и упаковки дневной рацион отправится в специальные точки выдачи, расположенные в магазинах и в фитнес-клубах.
Главная фишка – уникальные холодильники-терминалы для выдачи заказов. Партнёры закупили обычные холодильные шкафы стоимостью в 30 тысяч рублей, они были доработаны, переоборудованы и оснащены специальным программным обеспечением и видеонаблюдением с фиксацией происходящего. Чтобы забрать свой пакет, нужно позвонить на единый номер сети, после чего специальный робот, индивидуально проверив заказ, откроет дверь. Терминал можно открыть только с номера, на балансе которого есть оплата заказа на определенный день.
Константин: «Конкурентное преимущество «Ели-Худели» - в его массовости и универсальности. Большинство аналогичных проектов индивидуализированы – это в основном предложения по разным типам питания, вегетарианские или по Дюкану, например. А, у нас просто универсальное полезное сбалансированное питание, которое подойдет большинству людей. Вторая особенность – мы не логистическая компания, не служба по доставке готовой еды. Момент, что клиент сам открывает холодильник и берёт свой заказ, знаковый – этот жест воссоздает привычный домашний ритуал – когда хозяйка оставляет еду домашним, а им нужно только взять и разогреть ее».
В марте 2015 года состоялся фактический старт проекта - начались продажи. Первым клиентом был один господин, который оплатил заказ на неделю, но так его и не забрал.
Кстати, соучредители сами с первого дня постоянно пользуются своим сервисом. Что не только позволило каждому из них сбросить больше 10 кг, но и является хорошим механизмом контроля качества продукта. Например, в первом меню было много блюд из курицы, которая быстро всем надоела, поэтому впоследствии дополнили рацион рыбой и индейкой.
Константин: «Мы запускались в кризис, и внешних влияний в 2015-м году хватанули в полной мере. В сентябре 2014-го установили стоимость дневного пакета 500 рублей, и она казалась реалистичной. А в октябре-ноябре начались санкции, пришлось увеличить цену до 690 рублей. Но и её сейчас трудно удерживать, но мы стараемся минимизировать расходы, в том числе и за счет прибыли. Чтобы удержать среднюю цену заказа, миксуем дорогие дни и блюда с более дешёвыми».
На данный момент у «Ели-Худели» порядка 1000 зарегистрированных клиентов. Примерно 75% от их числа - женщины от 25 до 50 лет.
Константин: «На этапе запуска казалось, что продукт будет лучше раскупаться. Когда мы рассказывали о своей идее, реакция в соцсетях и среди знакомых была очень положительной: «Вау! Давайте, мы давно ждем…», но в реальные заказы, увы, она не конвертировались. Мы прогнозировали более высокий спрос, слишком понадеялись на то, что продукт сам себя продаст. Поэтому сейчас сосредоточили главные усилия на продвижении».
Евгений: «Я даже формулу вывел: берешь 1% от населения любого города, делишь эту сумму на три, и вот 1% от полученной цифры закладываешь в оптимистический прогноз».
Проект «Ели-Худели» не только нашел своих покупателей в Барнауле, но и вышел за пределы региона - Доронин и Кураков продали свою первую франшизу в Новосибирск. Осенью точки выдачи открылись в Академгородке, а в начале декабря - три точки в самом Новосибирске.
Константин: «На данном этапе можно сказать, что есть рабочий прототип, который показал свою эффективность. А вот оценивать зрелость продукта можно будет примерно через три года, это как ребенок, у которого именно в этом возрасте формируется собственный иммунитет».
Евгений: «Проект, просуществовав 10 месяцев, ещё себя не окупил и на прибыльность не вышел. Но есть устойчивый рост. К тому же, годовой цикл не завершен, поэтому рано серьезно анализировать. Но уже очевидно, что наша сезонность коррелируется с рынком фитнес-услуг».
Как заработать на доставке продуктовых наборов.
Как «Партия еды» привлекает и удерживает клиентов.
Как заработать на доставке диетического питания.