Международный образовательный проект Preply в марте 2021 года привлёк $35 миллионов инвестиций. Это далеко не первое финансовое достижение компании. Так, в 2019 году Preply привлёк $11 миллионов, годом ранее – $4 миллиона, а первые инвестиции были получены в 2016 году и составили $1,3 миллиона. Пятилетним опытом успешного поиска инвестиций в своей авторской колонке для портала Biz360.ru поделился CEO Preply Кирилл Бигай.
Кирилл Бигай – 34 года, сооснователь и управляющий партнёр международной платформы по поиску репетиторов
Preply. В 2009 году окончил Национальный технический университет Украины по специальности «Телекоммуникации», в 2012 году - Киевский национальный экономический университет, где изучал бизнес-менеджмент. До создания в 2011 году стартапа FindGuru, ставшего прообразом Preply, работал в компаниях Nokia, Siemens, МТС, «Террасофт». У Preply три совладельца: Кирилл Бигай, Дмитрий Волошин и Сергей Лукьянов. На данный момент на сервисе зарегистрировано около 50 000 репетиторов и порядка 350 000 учеников по всему миру.
Первая и главная рекомендация для стартапов, желающих привлекать инвестиции – быть полезными, востребованными и открытыми для общества. Наши инвесторы при принятии решения учитывали глобальную ситуацию на рынке образования и понимали, к чему мы стремимся. Из-за пандемии запрос на онлайн-обучение вырос в разы: только на одного ученика количество уроков увеличилось на 15%.
Полученные в марте 2021 года $35 млн. мы используем на расширение штата во всех странах, где работают наши сотрудники, на увеличения количества активных учеников и преподавателей. Плюс, согласно прогнозам наших аналитиков, бизнес-юнит B2B вырастет за два с половиной года в десять раз.
Таким образом, улучшения коснутся абсолютно всех аспектов работы компании: мы будем нанимать новых разработчиков и менеджеров, уделять больше внимания маркетингу и рекламе, чтобы расширить аудиторию учеников, параллельно будут происходить технические обновления на платформе, что неизбежно приведёт к улучшению качества образовательных программ.
Привлечённые инвестиции помогают ускорять развитие любого стартапа: часть бюджета обычно идёт на маркетинг, часть – непосредственно на продукт.
Вторая важная рекомендация для стартапов, которые ищут инвестиции – развивать навыки коммуникации, нетворкинга, ведения переговоров. Я всегда в плане коммуникаций занимаю проактивную позицию: сам ищу людей, которые потенциально могли бы стать нашими инвесторами, договариваюсь о встрече и – главное – ярко презентую продукт.
Наша база контактов за 8 лет насчитывает 150 человек, и с каждым из них мы пообщались лично. Этих людей мы встречали на бизнес-конференциях, в соцсетях, с кем-то нас познакомили общие друзья. Поначалу я увлечённо рассказывал о продукте вообще всему своему окружению, люди это запоминали и при случае передавали информацию заинтересованным партнёрам.
Третья рекомендация – превращать встречу с потенциальным инвестором в мини-перфоманс по ознакомлению со стратегией продукта. Рассказывайте о достижениях, наградах, успехах и планах компании эмоционально, живо, используйте сторителлинг, шутите, пусть это будет такой мини-стендап, за которым увлекательно наблюдать.
Важно при этом соблюдать чёткий тайминг: оговорите перед встречей, сколько времени вы хотите занять, и не тратьте ни минутой больше, чем заявите. Тайминг крайне важен для людей, которые принимают решения, по умению руководить временем делается вывод о хард-скиллах менеджера проекта.
После того, как потенциальный инвестор заинтересуется вашим продуктом, честно оговорите, когда, при каких условиях и в каком объёме ему вернутся вложенные деньги.
Четвёртая рекомендация – относитесь к инвесторам как к источнику знаний, а не только денег. В самом начале проекта нам помогал польский предприниматель Мариуш Гралевски, который специализируется на нише маркетплейсов. Сейчас среди наших инвесторов – Owl Ventures и Full In Partners, а также ранее инвестировавшие в компанию Point Nine Capital, Hoxton Ventures, EduCapital, All Iron, Diligent Capital и Evli Growth Partners; бизнес-ангелы Никлас Остберг – соучредитель и CEO Delivery Hero, Артур Костен – соучредитель Booking.com, Дэвид Хелгасон – соучредитель Unity Technologies, Пшемыслав Гацек – соучредитель Grupa Pracuj. Каждый из них – очень опытный бизнесмен, который делится с нами своими инсайтами.
На мой взгляд, хорошо, когда инвесторы вовлечены в работу стартапа. Я всегда выступаю за то, чтобы давать венчурным инвесторам приоритетную возможность купить акции основателей. В целом, важно оговорить правила и формат работы изначально, сразу после поднятия раунда. Затем нужно собрать совет директоров и договориться, как делятся голоса.
По опыту, самый удобный формат – классический, когда для принятия решения достаточно 50% голосов. Также я бы посоветовал избегать, по возможности, права вето для инвестора, потому что это может привести к пробуксовке в будущем.
Самое важное, чтобы совет директоров отстаивал интересы компании даже в тех случаях, когда они идут вразрез с их личными интересами. Для этого необходимо на каждой встрече проговаривать ценности и цели компании, миссию продукта, и принимать каждое решение с учётом большой идеи сообща.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».