Мир бизнеса часто сравнивают с дикими джунглями – здесь так же идёт борьба за выживание, сильные съедают слабых, а крепкие зубы и острые когти ценятся выше, чем добрый взгляд и кроткий нрав. Конечно, многим предпринимателям не нравится такой подход, но так же много и тех, кто считает, что успешный бизнесмен обязан быть хищником. О том, какими качествами должен обладать руководитель-хищник, в своей авторской колонке рассказал исполнительный директор агентства Biplane Евгений Карюк.
Евгений Карюк, исполнительный директор агентства
Biplane. Образование: Уфимский государственный авиационный технический университет. В работе руководствуется правилом: «В любом бизнесе всё решают люди, даже если ваша работа построена на цифрах». Агентство Biplane специализируется на интернет-маркетинге, среди клиентов компании такие известные бренды, как Tui, «Экспедиция», Grundfos, «Шишкин лес», Legrand и др.
Сегодня многие руководители компаний, пытаясь понравиться всем окружающим, причисляют себя к предпринимателям-«вегетарианцам». Они избегают проявлений негатива в любых формах. Гармонию и душевное спокойствие ценят выше, чем наращивание финансовых оборотов, а каждое жёсткое решение, которое вынуждены принимать, объясняют суровой реальностью происходящего. Кто-то прекрасно притворяется, следуя новым трендам, другие действительно верят во взаимопонимание на «духовном» уровне.
Такой подход предполагает трансляцию заботы и нежности на всех уровнях коммуникации – сотрудники, клиенты, партнёры, организаторы мероприятий и т.д. Люби своё дело и всех окружающих, если хочешь, чтобы они любили тебя. Нельзя говорить о проблемах на повышенных тонах, под запретом злость и агрессия, нужно всегда следовать внутреннему голосу - и другие правила из жизни травоядного руководителя, который хочет казаться святым в глазах окружающих его людей.
Я плохо воспринимаю подобный подход к ведению бизнеса и к деньгам, потому что чувствую в этом определённый подвох. Когда так рассуждает монах или сотрудник «Красного креста» - всё логично и понятно, но если ты слышишь что-то подобное от человека, который ежедневно пытается обойти конкурентов на повороте, то возникает вопрос: «А в чём смысл?»
Все детали маскировки можно узнать только в процессе сотрудничества, найдя на чердаке изуродованный портрет когда-то идеального руководителя. К сожалению, будет слишком поздно, чтобы повернуть назад и забыть это приключение как страшный сон. Лучше сразу обращать внимание на мотивы начальника и его истинные ценности, которые часто сводятся к простому – больше зарабатывать.
Что вы предпочтёте: красивую ложь или грубую правду? Если первое, то дальше читать не стоит. А для реалистов есть один важный факт: задача любого бизнеса - приносить прибыль владельцам. Развитие компании может не предполагать масштабирования и численного роста сотрудников, но деньги в этой формуле успеха присутствуют всегда.
Нельзя долго прятаться под маской травоядного животного, если в жилах течёт кровь настоящего хищника. Конечно, зелёной травы и вкусных листьев хватит на всех, кто не познал вкус свежего мяса. Я имею в виду большие победы, крупные контракты, интересные задачи, награды и триумф на отраслевых премиях. Такой успех не просто окрыляет, а стимулирует на новые подвиги. Появляется желание бросить вызов природе и схватить кусок пожирнее. Жадность может привести к губительным последствиям, поэтому главное – не подавиться.
Если правильно выстроить тактику охоты, набраться терпения и внимательно следить за всеми изменениями, то проблем с достижением успеха не возникнет. Каждый поворот головы, который подразумевает оценку происходящего на рынке - это новая возможность стать больше и сильнее. Руководитель должен быть голодным до побед и новых достижений, чтобы подавать пример своим соплеменникам, готовым в любое время последовать за лидером.
Сытость и лень обязательно сыграют злую шутку с некогда активным хищником, опустив его вниз на несколько ступеней в пищевой цепочке под названием «профессиональная сфера деятельности». Отдельные сотрудники могут захандрить или сослаться на депрессию, но вожак должен быть всегда в тонусе, иначе его окружению придёт конец или его потеснит с пьедестала более сильный специалист. Не нужно стесняться своей сущности и зова крови амбициозного руководителя, который не просто бросается на всех подряд, а заботится о пропитании своей стаи и смотрит на перспективу.
Есть несколько важных характеристик, подчеркивающих качества лидера и отличающих его от большинства сородичей. Итак, что должен делать хороший вожак стаи:
Конечно, можно попробовать покрасоваться на солнышке в ожидании добычи, которая неожиданно появится на горизонте со словами: «Ты такой замечательный, что я просто не могу пройти мимо. Съешь меня!». Но это только в том случае, если руководитель до сих пор верит в сказки и рассчитывает на чудо, а не на свои практические навыки и профессиональные знания.
Он должен знать сильные и слабые стороны каждого члена команды, используя их для достижения результата, который обеспечит всех едой, теплом и энергией для будущих побед.
Семья, коллеги, стая являются продолжением руководителя, помогая ему во всех начинаниях и реализации планов. В ответ он защищает их от атак других хищников, следит за равноправием и уважением друг к другу, поощряет за победы и не церемонится, когда кто-то ставит себя выше остальных или начинает обманывать соплеменников.
На него ложится ответственность по принятию самых сложных и спорных решений, которые могут вызвать панику и сформировать волну негатива.
Нельзя угодить всем, а понравиться тем более, поэтому каждый руководитель-хищник определяет круг приближённых, тех, кто разделяет его ценности и взгляды. Остальным придётся следовать за командой, возглавляющей поход к цели, или самостоятельно отправляться в другие места для поиска пропитания.
Обязательная часть программы, без которой ничего не получится. Нельзя командовать, наблюдая за схваткой со стороны и ожидая понимания от сотрудников. Нужно быть предводителем, показывающим правильный путь и заряжающим энергией для победы. Стоять впереди, принимать удар, менять тактику, искать нестандартные решения – вот что отличает настоящего вожака стаи от обманщика с повадками котёнка.
Руководитель-хищник не может быть трусом, если хочет расти и развиваться. Никто не заинтересован в его успехе кроме ближайшего окружения, поэтому за добычу в виде прибыли придётся бороться днём и ночью, всегда и везде. Скулят и жалуются слабаки, которые идут посередине и ожидают «мясного дождя», чтобы он разом решил все проблемы и помог избежать кровопролития. За победу нужно бороться, иногда даже приходится выгрызать её зубами, демонстрируя всем – своего не упущу.
Когда мы говорим про руководителя-хищника, речь идёт не про диктатуру и тиранию, когда сотрудники боятся сказать лишнее слово или поделиться своими мыслями, чтобы не попасть в немилость, а про регулирование всех внутренних процессов и определение общего вектора развития. Все ошибаются, поэтому даже на карандашах есть ластик. Не обязательно демонстрировать окружающим свою постоянную правоту для доказательства превосходства. Есть моменты, когда лучше прислушаться к советам опытных охотников, способных сэкономить время и показать, где в данный момент можно найти точки роста.
За лузером и неудачником никто не пойдёт, даже из чувства сострадания, потому что он вызывает жалость. Настоящий лидер должен пробуждать в соплеменниках уважение, которое можно заслужить триумфами и укреплением позиций в пищевой цепочке.
Одного поражения будет достаточно, чтобы посеять сомнения в окружающих и повесить в воздухе очевидный вопрос: «А он справится?». Это большая ответственность, способная свести сума самых сильных представителей стаи. Только контроль происходящего на всех уровнях и достижение больших побед позволит руководителю-хищнику сохранить свои позиции и добиться серьёзных результатов.
Существует много примеров, когда на публике руководитель крупной компании выступал в роли ангела, дарящего людям добро и приносящего счастье с помощью своего нового и уникального продукта. Деньги отходили на второй план, уступая место мечтам детства, которые реализуются ради всеобщего блага.
А потом появлялись иски от сотрудников, биографии, художественные фильмы, отзывы конкурентов и т.д. Образ рассыпался как карточный домик, оставляя после себя лишь обманутые ожидания и большую маленькую ложь. Нельзя вечно прятаться под маской невинной овечки, если в жилах течёт кровь настоящего хищника.Читайте также:
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.
Имеет ли лидер-предприниматель право на эмоции и слабость.
Как правильно наказывать сотрудников: без обид и по науке.