Вера Сюбаева восемь лет отработала в статусной и высокооплачиваемой профессии консультанта по автоматизации бизнес-процессов крупных предприятий. Карьера развивалась успешно, но в какой-то момент Вера поняла, что работа в найме забирает всё её время и что это не позволяет ей самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тогда она совершила крутой жизненный разворот – стала предпринимателем и запустила школу шпагата. О том, почему люди мечтают сесть на шпагат и что нужно для успеха в этом непростом бизнесе, порталу Biz360.ru рассказала основатель школы гибкости Plastica Вера Сюбаева.
Вера Сюбаева, 32 года, основательница красноярской школы шпагата
Plastica. Окончила Сибирский федеральный университет по специальностям «прикладная информатика в экономике» и «производственный менеджмент». Также год училась в Британской высшей школе дизайна. Восемь лет работала SAP-консультантом (SAP – немецкая система управления бизнес-процессами крупных компаний). Собственный бизнес запустила в 2015 году.
Вера Сюбаева до запуска собственного бизнеса работа SAP-консультантом по автоматизации бизнес-процессов. Работа была высокооплачиваемой и престижной – систему SAP применяют только на крупных предприятиях: в добывающей промышленности, на металлургических заводах, в госкорпорациях и т.д. Карьера развивалась успешно, но в какой-то момент Вере надоел статус специалиста в найме.
«Работа по найму занимает колоссальное количество времени. Мне не хотелось тратить всю жизнь на офис, - говорит Вера. – Стала думать – как освободить своё время? С этого вопроса и появились мысли о предпринимательстве».
После этого Вера какое-то время жила в Москве, где попробовала найти себя в фотографии. «Я пошла в Британскую высшую школу дизайна учиться фотоделу, мне было интересно сотрудничество с издательствами и масштабные съёмки, - пояснила предпринимательница. - Но через год я бросила. Плата за обучение в данном случае была несоразмерна получаемым знаниям. В итоге мысль постоянно заниматься фотографией я тоже оставила, потому что для крупных заработков нужно было посвятить работе всё своё время. Сейчас фотография – это хобби, которое я применяю для съёмок в своем бизнесе».
…Как-то Вера наткнулась на одну из московских школ шпагата. И подумала, что всю жизнь хотела достичь того, чему учат в такой школе – сесть на шпагат. Но опыт учёбы в заведении девушке не понравился. Тогда Вера решила, что организаторских способностей ей хватит для открытия собственной школы, и что она будет подбирать программу обучения более тщательно.
Одной из первых в школу Plastica пришла 49-летняя Алёна, которая захотела к 50 годам сесть на шпагат. И она это сделала!
Вера Сюбаева так и предполагала: сесть на шпагат – не только мечта многих девочек. Это также понятная конкретная цель, которую преследуют многие, кто занимается каким-либо видом спорта или гимнастики. Но обычно, чтобы её достичь, люди ходят на йогу или фитнес. Сюбаева решила, что растяжка на шпагат сама по себе может быть хорошей бизнес-идеей – тем более, что в столице такой опыт уже реализовали. А ведь оттуда тренды часто расходятся по регионам.
«Я не планировала открывать такое заведение в Москве. Мои родители живут в Красноярске, и к тому же в этом городе таких услуг никто больше не оказывает. Это дополнительный плюс», - пояснила Вера.
К запуску она готовилась полгода, и начала с почасовой аренды чужих залов три раза в неделю по вечерам. Поэтому первые инвестиции были небольшими - около 70 тысяч рублей. Также небольшой бюджет был выделен на «Яндекс.Директ», таргетированную рекламу в соцсети «ВКонтакте» и раздачу листовок. Сайт предпринимательнице сделали знакомые, они же помогли настроить продвижение.
Преподавателей шпагата Вера нашла в ВК-группах фитнес-тренеров Красноярска, где она размещала объявления о наборе в свою школу. А параллельно писала знакомым тренерам по йоге и просила посоветовать кандидатов. Так был набран первый штат. Вначале в школе Plastica работали три тренера, сейчас их семь. Новые находятся так же, как первые – через объявления или рекомендации сотрудников. В школе Сюбаевой работают преподаватели из студий по пилону, балетные хореографы и фитнес-тренеры, которые дополнительно развиваются в области стрейчинга.
Что касается аудитории, то её костяк - девушки 25-30 лет. Однако помимо них ходят самые разные люди: и более старшие женщины, и мужчины, и дети, и подростки, которым шпагат нужен для занятий в спортивных секциях. Группы смешанные, проблем с этим не возникало. В целом за два года в школе уже успели «дотянуться до шпагата» сотни людей.
«Люди, которые занимаются, например, фитнесом, пытаются сесть на шпагат параллельно, но годами не могут этого добиться. Потому что тут важны специфические и регулярные усилия», - констатирует Вера.
В её школе есть занятия и по продольному шпагату, и по поперечному. Одно занятие длится 1 час 10 минут. За это время тренер даёт программу тренировки, во время которой мышцы всего тела разогреваются, а затем идёт комплекс упражнений по растяжке на шпагат. Тренер поправляет и страхует всех участников занятия и, по словам Веры Сюбаевой, «помогает им выйти за пределы, которые они себе сами ставят». В конце тренер делает замеры в сантиметрах – насколько каждый приблизился к шпагату. Владелица школы считает, что это очень стимулирует, поскольку сразу наглядно показывает прогресс.
Требования к тренерам школы Plastica - высокие компетенции по растяжке, знание анатомии и биомеханики движений, нужно быть очень гибким самому, и обязательно - дружелюбие. «А для клиентов прежде всего важна регулярность занятий, - говорит основательница школы. - Можно приучить тело тянуться два раза в неделю, но делать это каждую неделю. И это будет лучше, чем одну неделю тянуться пять раз, а потом на неделю это дело забросить.
Но и физиологические возможности тоже имеют значение. Занятия по шпагату ориентированы прежде всего на здоровых людей. Если есть какие-то ограничения, нужно либо быть очень внимательным, либо выбрать терапевтическую растяжку (это отдельное направление в нашей школе). Многим достичь прогресса помогает также массаж, но это на усмотрение каждого».
Некоторые ученики школы садились на шпагат за 1,5 месяца, некоторые – за 3-6 месяцев. По словам Веры Сюбаевой, в среднем это происходит за 90 дней. Но попадаются и очень «жёсткие» люди (чаще всего это парни), которые могут заниматься год, но так и не сесть. В школе есть пробное бесплатное занятие, после которого тренер может сказать гостю, сколько примерно ему потребуется времени, чтобы сесть на шпагат.
«Я не могу сказать, что у нас какая-то эксклюзивная методика, - признаёт при этом Вера. - Тут придумать что-то новое сложно. Просто у растяжки есть разные методы, более и менее эффективные. Многие рефлексы в теле можно обмануть либо использовать в своих целях – это тоже известный факт. Свои собственные компетенции я значительно повысила за эти два года – и самостоятельно, и за счёт курсов по растяжке и анатомии, которые я прошла. И я могу сразу понять, как построить растяжку каждого клиента, чтобы ему было комфортно, и чтобы это было эффективно. Именно это и есть наш профиль».
Сейчас школа работает в постоянном помещении, которое Вера Сюбаева искала около года. К этому моменту дело расширилось в три раза. Новое помещение может похвастаться хорошим расположением в престижном районе города, состоит из трёх залов и занимает 300 квадратных метров. После начала работы в этом месте Вере потребовались уже более значительные инвестиции, чем поначалу, – около 600 тысяч рублей (на ¾ это был кредит).
Кроме обучению шпагату в линейку услуг добавились силовые и танцевальные направления. Однако все они в любом случае направлены на развитие гибкости. Есть, например, «Растяжка&подкачка». Есть направление «Гибкая сила» - комплекс упражнений из йоги, пилатеса, гимнастики, цигун, где силовые асаны чередуются с асанами на расслабление. Есть «Stretch-терапия», где растяжка применяется в терапевтических целях, чтобы восстановить естественную подвижность суставов, снять лишнее напряжение. Есть «Стрип-пластика», «Парные растяжки» и т.д.
Самый популярный абонемент школы Plastica - на восемь занятий, его стоимость 2,8 тысячи рублей. Безлимитный абонемент на месяц стоит 4 тысячи рублей, годовой абонемент – 14,4 тысячи рублей. Плюс есть особая программа лояльности для клиентов.
«Думаю, йога-центры и небольшие фитнес-клубы очень похожи по организации бизнеса на нашу школу. Но они есть везде, в любом городе. И к тому же предполагают в обязательном порядке очень высокие компетенции, например, в йоге, что более сложное дело, чем растяжка на шпагат. Я хотела предоставлять услугу, качество которой я могла бы проконтролировать», - резюмирует Вера Сюбаева.
В первые четыре месяца Вера Сюбаева окупила вложения в свой проект, сейчас он вышел на устойчивую прибыль. Максимальный оборот за месяц, который был у студии, - 350 тысяч рублей. «Сейчас мы запускаем новые направления, - говорит предпринимательница. - Думаю открыть второй филиал в другом районе города. Была мысль о франшизе, но этот вариант пока недостаточно просчитан: непонятно, какие затраты на это потребуются».
Сейчас Вера в основном занимается разработкой новых программ и продвижением (пока отдельного человека для этого нет). Наружная реклама и реклама в прессе не используется, только интернет-продвижение - таргетинг «Вконтакте», раскрутка страницы в Instagram, «Яндекс.Директ». По наблюдениям предпринимательницы, продвижение в интернете в целом более эффективно, именно оттуда в её школу приходит большинство клиентов. Также эффективным каналом показало себя мобильное приложение UDS game - внедрение этой программы лояльности повысило продажи школы на 30%.
«Если бы у меня изначально были другие бюджеты, можно было бы громче запуститься, - замечает Вера Сюбаева. - Сделать более масштабную рекламную кампанию. Мне не очень нравится, конечно, что дело развивается постепенно - хотелось бы стремительного роста, чтобы через три месяца о нас знал весь город, и очередь стояла у дверей. В Красноярске такого не случилось. Однако с первого же месяца я была в плюсе, и оборот медленно, но постоянно растёт».
С марта этого года Вера Сюбаева достигла одной из своих целей – у неё появилось больше свободного времени, теперь она не проводит в школе все дни, как поначалу, а появляется там пару раз в неделю. Это, конечно, не значит, что у неё всего два рабочих дня - просто многое стало делаться дистанционно.
«В предпринимательстве речь ведь идёт не только и не столько про финансовую составляющую, но и про свободу распоряжения собой. Для меня бесценно, что я принадлежу себе, что всё зависит от меня, - говорит Вера Сюбаева. - Это другой образ жизни. Ответственность, которую я на себя взяла, это только мой выбор, и это тоже очень важно».
Как популярный блогер заработал миллионы на «онлайн-похуделке».
Спортивная секция: от клуба для своих - к полноценному бизнес-проекту.
Безлимитный спорт: как заработать на едином абонементе в спортклубы.