Туризм – очень сложная и конкурентная индустрия, особенно для небольших компаний. Далеко не всегда здесь срабатывают методики, с помощью которых добились успеха крупные игроки. И тогда небольшие турфирмы изобретают свои лайфхаки. Для этой статьи мы собрали несколько рекомендаций от тех предпринимателей, кто успешно работает на туристическом рынке.
узнайте все его тонкости, работая в найме
Глеб Семеренко, основатель школы яхтинга Sailing Time (Мармарис, Турция)
«Я стоял на набережной Мармариса, на мне были толстые джинсы, офисное поло, шлёпки и рюкзак с пенкой, спальником и удочкой. В одном кармане 1000 долларов, в другом 1000 евро. Вот и весь набор для создания собственной парусной школы. Первый же человек, которого я спросил о том, где тут школа яхтинга, ответил мне, что он и есть школа яхтинга. Это был сын легендарного турецкого яхтсмена. Через час я уже сидел у них дома и рассказывал свою историю.
Гостеприимные турки сказали, что моих денег недостаточно для того, чтобы получить все документы, с которыми я, возможно, найду работу, но предложили бартер или «мини-рабство». Забрав всю мою наличность, они предложили поработать в их школе два месяца и сдать экзамены, не выплачивая им оставшейся разницы. Так начался мой путь к своей школе.
Всё было как в кино: выполняя все работы по яхте, я быстро разобрался во многих нюансах, набрался новых слов, познакомился с массой интересных людей, подтянул язык и уже с лёгкостью переводил русским студентам всё, чему учили в парусной школе. Тут я сразу увидел огромную брешь в бизнесе и новые возможности, но никто меня не слушал, все были довольны тем, что имели. На основе этого опыта я потом избежал многих ошибок уже в своей школе яхтинга».
- Читать статью о проекте Sailing Time
а на расширение среднего чека
Лариса Пастухова, владелица туркомплексов «Ауловский плёс» и «Постоялый двор» (Алтайский край)
«Сегодня у нас отдыхает около 600 человек за сезон на обоих объектах. Одним из важных показателей для туризма в крае сегодня считается турпоток: чем больше людей вы обслужили, тем лучше. Мы поначалу тоже ставили себе такую задачу. Но пришли к тому, что в сельском туризме не стоит работать на количество.
Гости сельских домов и любители аутентичного сельского отдыха едут за тем, чтобы вы уделяли им внимание, общались с ними и рассказывали о местности и местных реалиях – с массовым туристом это не получится. Что касается заработка, то лучше предоставлять больше услуг и зарабатывать на них, повышая средний чек, чем брать количеством отдыхающих».
- Читать статью о проектах «Ауловский плёс» и «Постоялый двор»
но увлечённых гидов
Анастасия Афонина, основатель бюро авторских экскурсий «Голландия для своих» (Амстердам, Голландия)
«Наши гиды - люди совершенно разных профессий. Потрясающий астрофизик, например, водит классные экскурсии по пабам Амстердама - просто он сам любит туда ходить, общаться с барменами, посетителями - и никто лучше него не проведёт эту экскурсию. Нейробиолог обстоятельно объяснит вам, почему в средних веках зверствовала та или иная эпидемия. Мы невозможно благодарны замечательным художникам Марте Волковой и Славе Шевеленко, у которых проходят выставки по всей Европе, что они согласились показывать Маастрихт нашим гостям. Их экскурсии с арт-уклоном - просто взрыв мозга!
Таким образом, мы пришли к сотрудничеству с прекрасными и успешными профессионалами в самых разных областях - от астрофизики и до архитектуры. Они реализованы профессионально, но в свободное время с радостью готовы делиться с путешественниками своими знаниями о стране, профессиональными знаниями, хобби и, главное, любовью к Нидерландам. Общение с каждым из них - огромное удовольствие».
- Читать статью о проекте «Голландия для своих»
Александр Чуранов, основатель компании «Комбат-туры» (Смоленск)
«В 2016 году мы начали организовывать бизнес-туры. Ключевая фигура в этом всём – Максим Батырев, предприниматель, бизнес-спикер, автор бестселлера «45 татуировок менеджера». Эта книга нас познакомила, а дальше родилась идея создать совместный тур. Почему «Комбат-туры»? Батырева так называют ещё с армии – Максим «Комбат» Батырев. Так что это кусочек нашего соучредителя в названии, плюс олицетворение любого лидера – эксперта в туре.
В первых комбат-турах нашим экспертом был Максим Батырев. Потом появились другие. Например, в экспедиции на Килиманджаро нашим экспертом и лидером группы стал Сергей Рязанский, летчик-космонавт, Герой России, который дважды летал в космос. Именно он перед сочинской Олимпиадой выносил Олимпийский огонь в открытый космос. Во время экспедиции он рассказывал о командообразовании, о лидерстве, о бизнесе, о том, как космические истории можно перекладывать на менеджмент. Где ты ещё с космонавтом поговоришь за кружкой чая?»
- Читать статью о проекте «Комбат-туры»
Дмитрий Горшков, Дарья Щекотова, основатели проекта VBarcelonu.com (Барселона, Испания)
«У нас есть такая фишка, которая выделяет нас среди множества конкурентов на экскурсионном рынке Барселоны. Мы проводим экскурсии с профессиональным фотосопровождением. Группа идёт по маршруту, а фотограф ненавязчиво снимает участников на фоне достопримечательностей. Туристу при этом не нужно отвлекаться на то, чтобы сделать фото - после экскурсии он получает пакет хорошо обработанных снимков. И себя любимого, и знаменитых достопримечательностей.
Идея с фото лежала на поверхности. Мы же экс-журналисты - и у нас есть профессиональная техника и навыки. Эта услуга оплачивается отдельно и стоит от 10 евро. Всё зависит от количества фото и часов работы».
- Читать статью о проекте VBarcelonu.com
Данил Литвинцев, основатель экскурсионного бюро Irboska.travel (Изборск)
«Изборск – важное туристическое направление, каждый год сюда приезжают более 400 тысяч человек. При этом экскурсионный сервис по-прежнему советский: «посмотрите направо, посмотрите налево, пожалуйста, поспешите – нас ждёт автобус». Я же изначально ориентировался на самостоятельных путешественников, которые успели много где побывать и начинают открывать для себя российскую глубинку. Но их тошнит от туристических маршрутов, разработанных ещё в СССР. Местные бюро не предлагали им какого-то нового опыта, лишь стандартные «пакеты» в духе «обзорная экскурсия Псков–Изборск–Печоры, 3 часа».
В Изборске исторические памятники неотделимы от природных ландшафтов, которые сами по себе признаны национальным достоянием. Чтобы подчеркнуть это, я стал предлагать трекинг по заповедной Изборско-Мальской долине – полдня пешком среди дивных по красоте холмов, остатков водяных мельниц и древних храмов – эдакий culture route, смесь похода с академической экскурсией. Приключение с возможностью «пощупать» историю руками, вжиться в красоту этих мест и понять что-то важное про себя и страну. «Экскурсия-погружение», как я сам для себя определил формат такого путешествия».
- Читать статью о проекте Izborska.Travel
Читайте также:
Не такие как все: как прошёл бизнес-год для шести ярких проектов.
Неформат: десять вдохновляющих историй о нестандартных бизнесах.
Плюсик в карму: как и зачем малый бизнес занимается благотворительностью.